Новости

Более 300 человек – представители учительского сообщества Курской, Орловской, Воронежской и Липецкой областей, собрались 20 апреля в Курском государственном университете на I Межрегиональный педагогический форум. Мероприятие стало одним из этапов реализации президентского гранта, которого в прошлом году удостоился курский социально значимый проект «Алый парус». Участники дискуссии попытались найти ответы на вопрос каким должен быть современный учитель и как вернуть авторитет некогда уважаемой профессии.

 

Какой будет страна завтра – зависит от учителя сегодня



«Тема форума социально важная, - отметил инициатор и бессменный руководитель педагогического движения «Алый парус», первый заместитель председателя Курской областной Думы Виктор Карамышев. - При этом важна она в стратегической перспективе: какой будет страна завтра – зависит от учителя сегодня. Недаром Бисмарк сказал: войну выигрывают не генералы, а простой сельский священник и сельский учитель. А против нашей страны сейчас ведется и информационная война, и экономическая. Выстоит ли в ней Россия, выйдет ли обновленной и окрепшей – зависит от учителя».

 

По мнению заместителя председателя комитета по образованию, культуре, спорту, молодежной политике и туризму Орловского областного Совета народных депутатов Ирины Гоцаковой, не только Россия, но и другие государства ищут пути решения проблемы – каким должно быть сегодняшнее образование. «О каких бы кардинальных изменениях в системе подходов к образованию мы не говорили, центральной фигурой по-прежнему остается учитель. Каким он должен быть, какой он есть и каким мы хотим его видеть – несомненно, стоит во главе угла всех вопросов образования», - отметила она.

 

Председатель комитета образования и науки Курской области Александр Худин, обращаясь к присутствующим, привел слова президента России о том, что все реформы образования обречены на провал, если не будет меняться сам педагог, условия его жизни и работы. При этом он отметил, что несмотря на все проблемы и трудности, в отрасли в последнее время наблюдаются положительные сдвиги: например, растет конкурс и средний балл абитуриентов, поступающих на педагогические специальности, увеличивается финансирование (если в 2010 году бюджет комитета составлял 4,2 млрд. рублей, то в 2015 г. – уже более 12 млрд. рублей) и зарплаты педагогов. И тем не менее нерешенных проблем остается все еще достаточно.

 

Нагиев vs Тихонов

 

Главный вопрос форума - как повысить престиж профессии учителя. Статус педагога, по мнению собравшихся, сегодня недопустимо низок. Значительную роль в формировании такой ситуации сыграла, в том числе и массовая культура. Нынешние писатели и режиссеры создают в глазах молодежи негативный образ учителей и школы. «Если раньше в советском кинематографе были прекрасные образцы учителя, то что мы видим теперь? «Учитель глобус пропил», пресловутый сериал «Школа», в лучшем случае «Физрук», где можно посмеяться. Но над кем мы смеёмся? Над учителем, над школой, а это святое», - говорит Виктор Карамышев.

 


Основные проблемы освещения работы педагога в медийном пространстве в рамках форума обозначил член Общественной Палаты Курской области Константин Комков. По его мнению, это отсутствие профессионального издания, которое полностью бы охватывало учительское сообщество страны, отсутствие заказа на позитивное «учительское» кино в духе «Доживем до понедельника» или «Большая перемена», недостаточное внимание СМИ к проблемам образования и пр.

 

«Большая часть информации об учителях и школе, которая представлена сегодня в коммуникационном пространстве, носит негативный характер. Здесь можно привести результаты одного социологического исследования: в течение восьми месяцев в социальных сетях в разделе «Видео» набирали слово «учитель». Результатами поиска были видео с названиями: «пистолет бы в школу принес», «убил учителя», «драка учителя», «издевательство над учителем», «прикол над учителем», «маленькая девочка дала сдачу учителю английского языка». Еще одна проблема – недостаточное освещение деятельности учителе в медаипространстве. Если на региональных каналах все-таки 3-4 новости в неделю, прямо или косвенно посвященные образованию, выходят, то на федеральных каналах их практически нет», - отметил Константин Комков.

 

При этом он добавил, что результаты форума и предложения, высказанные в резолюции, позволят сформировать федеральную позицию по проблеме освещения работы учителя в медийном пространстве, а ее реализация в итоге приведет к тому, что «на смену лысому Нагиеву придет учитель в духе Вячеслава Тихонова».

 

Утром – планы, вечером - отчеты

 

Много на Форуме говорили и о проблемах, с которым ежедневно сталкиваются педагоги. Одна из них - забюрократизированность учительского труда. «Учителя - это подвижники, а директора - мученики, которые борются то с МЧС, то с бумагами и отчетами» - заявил протоиерей, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Курской епархии, кандидат педагогических наук Олег Чебанов.

 

«Педвагоги сегодня просто тонут в ворохе бессмысленных бумаг. По самым скромным оценкам, объем школьной бюрократии за последние три года вырос примерно в два раза. Причем значительная часть документов, которые ежедневно должны готовить учителя, - это дублирующие друг друга запросы, требования предоставить уже ранее направленную информацию. В итоге с утра учителя вынуждены писать планы о том, как вечером будут готовить отчеты, а вечером – составлять отчеты о том, как утром писали планы. Безусловно, это снижает эффективность работы педагога, зачастую просто не оставляет времени на подготовку к занятиям и общение с детьми», - отметил первый заместитель председателя Курской областной Думы Виктор Карамышев.

 


С позицией вице-спикера полностью согласны и сами педагоги. «У нас сейчас настоящая бумажная волокита, сплошная отчётность, рабочие программы объемные. Раньше этого не было. В итоге лето и отпуск уходят на то, чтобы подготовиться к новому учебному году Возможно, это одна из причин того, что наши выпускники не особо стремятся стать учителями», - отметила заместитель директора МОУ «Нижнедевицкая гимназия» Воронежской области Надежда Рощупкина.

 

Кстати, проблема перегруженности учителей бумажной работой поднималась Министром образования Дмитрием Ливановым еще в 2012 году. Тогда от его лица в адрес органов власти, осуществляющих управление в сфере образования, было направлено письмо, где говорилось о недопустимости требования от школ каких-либо отчетов, помимо тех, что предусмотрены законодательством. Но, к сожалению, за четыре года ситуация коренным образом не изменилась.

 

В рамках форума был поднят еще целый ряд вопросов. По итогам работы участники приняли резолюцию, в которой сформулировали свои предложения о том, как можно решить озвученные проблемы - увеличить количество бюджетных мест по педагогическим специальностям, уменьшить бумажную нагрузку на учителей, внести изменения в систему стимулирования лучших работников, больше внимания уделять пропаганде учительской профессии, в том числе посредством социальной рекламы и СМИ. Документ будет направлен в Министерство образования и науки РФ, Министерство культуры, Фонд кино, ведущие медиахолдинги страны, а также другие профильные структуры.