Новости

Что происходит с избирательным законодательством, каковы итоги единого дня голосования и как показал себя институт общественного наблюдения, обсудили 12 сентября в Общественной палате РФ на круглом столе «Электоральные процессы в современной России: итоги единого дня голосования 2018 года».

 

Заместитель Секретаря ОП РФ, руководитель рабочей группы по мониторингу реализации избирательных прав граждан Александр Точенов открыл мероприятие, обозначив три блока для обсуждения: новеллы и реформы в законодательстве о выборах, особенности выборов, прошедших 9 сентября, и работа общественных наблюдателей на выборах всех уровней.

 

Напомним, согласно действующему законодательству, Общественная палата РФ и региональные общественные палаты могли направлять наблюдателей на выборы. Сначала это касалось только президентских выборов, но в июле этого года был принят закон, расширяющий эти полномочия на выборы и других уровней. В результате на едином дне голосования в разных регионах работали 30 тысяч наблюдателей от общественных палат.

 

Цель общественного наблюдения — не только пресечение, но и предупреждение нарушений избирательного законодательства и прав граждан. Как заявлял ранее Александр Точенов, «система общественного контроля показала свою эффективность — наблюдатели от общественных палат стали независимыми контролерами и гарантами чистоты выборов». 

 

О новеллах в избирательном законодательстве рассказала Майя Гришина, секретарь ЦИК России. Среди таких нововведений —использование системы «Мобильный избиратель», которая подразумевает возможность избирателей голосовать по месту фактического нахождения, а не регистрации.

 

По ее словам, в настоящий момент активизирована работа по реформированию законодательства — в ЦИКе прорабатывается расширение идеи «голосуй где угодно».

 

«Сложный вопрос — реализация этой идеи в условиях небольших избирательных округов, чтобы не нарушить гарантию прозрачности и точности, а также оперативности подсчета голосов», — отметила она.

Cложность состоит и в налаживании логистики движения бюллетеней и протоколов об итогах голосования: «В этом случае должны быть налажены некие горизонтальные связи между регионами, чтобы эти данные и документы приходили в сумму результатов в соответствующем регионе».

 

Она привела в пример мировой опыт. Так, в международной практике существуют институты дистанционного голосования — почтовое или электронное. Гришина отметила, что в России не приживается почтовое голосование, а для того чтобы наладить электронное голосование, необходимо создать единую электронную базу избирателей и вводить электронные удостоверения.

 

Майя Гришина отдельно отметила высокую роль общественного наблюдения на выборах.

 

Депутат Госдумы Виктор Карамышев рассказал, для чего было необходимо совершенствовать избирательное законодательство, отметив, что главный побуждающий мотив — это удобство избирателей. По его словам, в этом плане «неплохо сработал „Мобильный избиратель“».

 

«Если мы двигаемся по пути к созданию цифровой экономики, то цифровые технологии все больше должны входить в избирательный процесс», — добавил он.

 

Говоря об особенностях прошедших выборов, депутат рассказал, что на этот раз «все политические партии, все участники процесса остались довольны»: «Если раньше мы слышали жалобы на подтасовки, фальсификации, вбросы, то сейчас все было честно, прозрачно, вопросов нет».

 

Карамышев также рассказал и об общественном наблюдении. «Что особенно важно, право направлять общественных наблюдателей получила не только федеральная Общественная палата, но и региональные ОП, каждая из которых могла работать автономно».

 

Член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Брод отметил, что в этом году существенно снизилось количество прямых фальсификаций.

 

«Меньше стало жалоб по поводу составления списков избирателей и жалоб на их подкуп. Пропорционально этому увеличились жалобы на фейковую информацию, многие факты которой не подтвердились», — сказал общественник, приведя в пример истории, когда в интернете публиковались ролики, изготовленные еще в прошлом году и даже еще раньше.

 

При этом он выразил мнение, что проведение второго тура на выборах глав регионов в некоторых субъектах Федерации говорит о снижении роли административного ресурса, используемого в ходе предвыборных кампаний.

 

Заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Константин Комков, выступивший сомодератором дискуссии, обратил внимание на моменты, касающиеся агитационных процессов.

 

«Есть проблемы в регламентации дебатов: региональные СМИ, используя разные способы и уловки, стараются дистанцироваться от дебатов. К примеру, учредителями многих СМИ являются автономные некоммерческие организации, поэтому они могут спокойно отказываться от агитационной деятельности или осуществлять ее только на регламентированной и платной основе», — отметил он.

 

Итоги мероприятия подвела Майя Гришина: «Как всегда, ЦИК проводит мониторинг правоприменительной практики, все эти материалы и предложения по совершенствованию законодательства мы систематизируем и собираем для того случая, когда будут востребованы какие-то системные изменения». Она подчеркнула, что «такого рода дискуссии очень полезны, и чем больше будет спектр мнений и аргументов, тем результативнее будет дальнейшая работа».

 

Официальный сайт Общественной Палаты РФ